Святое таинство Миропомазания совершается сразу после крещения. Если крещение рождает нас для новой жизни, то есть восстанавливает нашу истинную природу по образу Божьему, то миропомазание восстанавливает наше божественное подобие и дает нам благодатную силу, которая служит для того, чтобы мы росли в духовной жизни и укреплялись в добром. Это дар совершенства: „Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный“ (Мф. 5:48); это дар святости: „Будьте святы, потому что Я свят“ (1 Петра 1:16). Помазание дарит нам Святого Духа, это наша Пятидесятница, которая вводит нас в святую жизнь Христа. Силой Святого Духа человек „облекается во Христа“, охристовляется. Это прямое проникновение нетварной божественной благодати в наши души, благодатных даров Святого Духа, через которое разум человека просвещается, чтобы он мог познать истину, чувства очищаются, чтобы они могли любить Бога, и воля укрепляется, чтобы уметь делать добрые дела. Помазание – это Небесная и Божественная печать, которая заставляет демонов дрожать, а нас защищает и ограждает, и дает нам духовную и физическую силу действовать во славу Бога в направлении добра, если мы только пожелаем этого.
Видимая сторона таинства заключается в крестообразном помазании святым миром всех частей тела, при котором произносятся слова: „Печать дара Святого Духа, аминь!“. Печать обычно служит знаком принадлежности или подтверждением какого-то обещания, в данном случае обетов, данных в начале св. Крещения. Печать, поставленная на предмет, означает, что этот предмет принадлежит тому, чье имя носит печать. Печать Святого Духа означает, что человек, получивший эту печать, освящен Святым Духом и принадлежит Богу. Печатью Святого Духа помазываются крестообразно: лоб – для освящения ума и мыслей; грудь – для освящения сердца и желаний; глаза, уши, ноздри и уста – для освящения чувств; руки и ноги – для освящения дел человека и всего его поведения. Таким образом, весь человек освящается и „запечатлевается печатью дара Святого Духа“, становится храмом Бога и жилищем Святого Духа. Отсюда урок для нас, что мы должны строго охранять себя от всякого зла и от всякого греха, чтобы не осквернить нашу душу и тело, посвященные Богу, и не потерять благодать Святого Духа, данную нам святым таинством Миропомазания.
Первоначально апостолы совершали святое таинство Миропомазания через руковозложение. Им так было удобнее. Но позже, когда число верующих в Иисуса Христа слишком сильно увеличилось во всех странах, ни апостолы, ни их преемники епископы, рукоположенные ими, не могли лично пойти ко всем новокрещеным и ниспослать благодать Святого Духа через возложение рук. Тогда возникла необходимость вместо руковозложения помазывать крещеных святым Миром. Это также могли делать священники (пресвитеры) по поручению апостолов и епископов. Однако, чтобы сохранить элемент личного апостольского или епископского благословения в помазании через священников, Миро освящали апостолы, а затем их преемники, епископы. Освящение святого миро, изготовленного из елея и драгоценных трав (их 57) первоначально совершалось в любое время, когда того требовала необходимость. А затем закрепилась практика освящения в Великий четверг самим Патриархом, что подтверждает величие события: масло теперь не средство, а проводник Святого Духа, открывающего Христа. Как говорит св. Кирилл Иерусалимский в своих „Огласительных поучениях“: „дар Христа, действенный через присутствие Божества Святого Духа“.
Святое таинство Миропомазания упоминается в первом послании святого апостола Иоанна. В нем говорится: „ Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё… Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.“ (1 Иоанна 2:20, 27).
Мы, современные христиане, огрубевшие грехом, потеряли представление о благодатных плодах и чудесных последствиях крещения и миропомазания. Но вот что пишет о них св. Киприан Карфагенский: „Но потом, когда я омылся в бане возрождения от моего нечистого прошлого, и когда новый чистый свет излился на мою очищенную душу, когда я принял Духа свыше и стал новым человеком, непостижимым образом, сомнительное стало для меня истинным, скрытое ¬ открытое, темное ¬ ясное. Я получил силу для достижения того, что раньше считал трудным и невозможным“.
И так, обновленные в водном крещении, запечатанные печатью Духа Святого в Святом Таинстве Миропомазания, все крещенные собираются в народ Божий во Христе, как: цари – властью над своими страстями; священники – принося себя в духовную жертву; пророки – как посвященные в высшие тайны, потому что видят то, что недоступно зрению. И каждый крещеный – это мирянин, член народа Божьего, член царственного священства, из числа которого происходят служители тайн Христовых.
Только теперь, народ Божий, крещеные могут приступить к Таинству Таинств, Святой Евхаристии, чтобы стать истинным Телом Христовым – Церковью, участвовать и пользоваться всеми другими Ее благодатными таинствами.
См. Дополнительную информацию в использованных источниках:
https://bg-patriarshia.bg/mysteries
http://www.pravoslavieto.com/docs/Tainstva
Макариополски еп. д-р Никодим и Архим. д-р Серафим, „Вяра, Надежда, Любов”, Из. Библиотека „Духовно възраждане“, Враца 1991 г.
Павел Евдокимов, „Православието“, Из. Омофор, София 2006