СВЯТЫЕ ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ
Церковь сама по себе является таинством.
Рождение – Воплощение Господа Иисуса Христа, Его жизнь и проповедь, Его крестная смерть и славное Воскресение, Его вознесение на Небо и сошествие Святого Духа на апостолов – это Великое Таинство. То есть, создание Церкви, Мистического Тела Христа, здесь, на земле, является Таинством. Это новое творение человека в Воплощении, смерти и воскресении Господа и сошествии Святого Духа для новой жизни по образу Святой Троицы. Церковь – это единение видимого с невидимым, это единство человека с Богом; это непрекращающаяся Пятидесятница, изливающая Божью благодать через все формы своей жизни.
В жизни Церкви установлены конкретные священнодействия. Некоторые из них установлены Христом и называются таинствами (мистериями), потому что через них безоговорочно преподаются благодатные дары Святого Духа: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние – Исповедь, Священство, Брак и Елеосвящение – Соборобание. Другие возникли из самой жизни Церкви и названны обрядами, через которые мы просим милости и помощи Божией как для укрепления веры, так и для благословения, освящения и посвящения лиц, предметов и мест: монашеское пострижение, освящение храмов, крестов и икон, плодов и животных, отпевание и панихида, трапез и молебны, молитвы на всякую потребу и другие молитвенные правила, совершаемые священником. Все эти обряды также даруют благодать Святого Духа, как обещал Бог, и Церковь свидетельствует об этом.
Неправильно утверждать, что таинств ровно семь. Все в христианской жизни, говорит проф. Павел Евдокимов, церковно и имеет тайнственную природу, ибо “излию от Духа Моего на всякую плоть” (Деян. 2:17) – все есть харизма, дар для служения Богу и Церкви. Следовательно, действия Святого Духа бесчисленны.
Святой Иоанн Златоуст говорит: ” Мистерион, таинство – это все, что соединяет Святаго Духа и человека и достигается только верой. Таинство – это сама Церковь и ее важнейшие таинства: Крещение и Евхаристия; таинства – это церковная догматика и молитвы, и вообще все, что выражает спасительное таинство или спасительную тайну Иисуса Христа”.
Все таинства ведут к Евхаристии, которая является свидетельством Церкви о духовной реальности каждого таинства. Таинства всегда совершаются в Церкви, Церковью и для Церкви.
Именно поэтому святые отцы не определяли точное количество таинств и не делали различия между таинствами и обрядами, что было сделано в латинской церкви после великого раскола и проникло на Восток в 13 веке.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ
Классическое определение данное в “Исповедании православной веры”: “Таинство – это священнодействие, в котором под видимым знаком верующий получает невидимую благодать Божью”.
Таинства Церкви – это установленные Богом священнодействия, посредством которых, в соответствии со строго определенной молитвенной формулой, на верующих нисходят благодатные дары Святого Духа. Без этих благодатных даров человек не может жить духовно или спастись, потому что первородный грех, распространившийся по всему человеческому роду, делает людей врагами Бога. Иисус Христос, сошедший на землю, чтобы примирить нас с Богом, основал Свою Церковь, в которой установил Святые Таинства, совершаемые апостолами и их преемниками. Через эти таинства Божья благодать течет к нам, как потоки живой воды, омывая, обновляя и поддерживая наши души. Они – путь и дверь, которые указал нам Господь и которые ведут человека в Царство Божье, и через которые Он постоянно возвращается к людям.
В Святых Таинствах видимые действия священника соединяются с невидимыми, благодатными и таинственными действиями Святого Духа. Именно поэтому они называются таинствами. Не каждый верующий может совершать таинства, но только епископы, как преемники апостолов, и священники, рукоположенные епископами. Епископы и священники совершают только видимые действия в таинствах. Невидимая сила спасающей благодати дается в этих действиях Самим Богом. Другими словами, священники являются исполнителями таинств церкви и “служителями таинств Иисуса Христа”.
СЕМЬ ГЛАВНЫХ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ
Сегодня Православная Церковь выделяет 7 главных Святых Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние – Исповедь, Священство, Брак и Елеосвящение – Соборобание, посредством которых, как уже говорилось выше, верующие получают Божью благодать, необходимую им для очищения, возрождения, поддержания для новой жизни и достижения святости и спасения, конечной цели христианской жизни (1 Петра 1: 9, 16).
Для получения Более подробную информацию см. в использованных источниках:
https://bg-patriarshia.bg/mysteries
http://www.pravoslavieto.com/docs/Tainstva
Макариопольский эп. Доктор Никодим и Архим. Доктор Серафим, “Вера, Надежда, Любовь”, Библиотека духовного возрождения, Враца, 1991. Павел Евдокимов, Православие, Из. Омофор, София 2006